KPI для менеджера по продажам в B2B

Ключевые показатели продуктивности (KPI) – это инструмент, который позволяет оценивать результаты работы менеджеров по продажам и их вклад в достижение стратегических целей компании. В B2B-сегменте, где сделки сложные и длительные, правильно подобранные KPI становятся основой управления результативностью и роста бизнеса.

Какие KPI важны для менеджера по продажам в B2B?

Для оценки работы менеджеров по продажам в B2B используются следующие ключевые метрики:
  • Количество заключённых сделок
    Этот показатель отражает общую продуктивность менеджера и его способность доводить сделки до завершения.
  • Количество купивших клиентов (охват АКБ)
    У менеджеров оптовых B2B-продаж часто есть закреплённые за ними клиенты. Этот показатель даст понять, насколько хорошо менеджер охватывает свою активную клиентскую базу (АКБ).
  • Средний чек сделки
    Позволяет оценить качество работы с клиентами и их склонность к крупным закупкам.
  • Количество продуктов на клиента
    Показывает, насколько хорошо менеджер осуществляет продажи дополнительных продуктов.
  • Доля повторных продаж
    Чем выше эта метрика, тем лучше менеджер работает над удержанием клиентов.
  • Соответствие стандартам продаж
    Этот показатель позволит оценить качество обработки входящих лидов или соответствие принятым стандартам продаж на других важных этапах.
  • Количество встреч с клиентами, командировок
    В тех B2B-нишах, где встречи с клиентами являются драйвером продаж, этот показатель даст информацию о том, насколько хорошо менеджер работает со своей клиентской базой.
  • Выручка или прибыль
    Итоговый показатель вклада менеджера по продажам в общие финансовые результаты компании.

Как правильно установить KPI?

Эффективные KPI должны соответствовать специфике бизнеса и быть мотивирующими для сотрудников. Вот несколько рекомендаций:
  • Устанавливайте достижимые, но амбициозные цели
    KPI должны мотивировать сотрудников, а не вызывать чувство недостижимости.

    1

  • Меняйте KPI в зависимости от целей
    Модель мотивации, построенной на KPI, позволяет гибко фокусировать сотрудников на приоритетных задачах в зависимости от ситуации на рынке или, например, от сезона.

    2

  • Учитывайте особенности вашей компании
    B2B-продажи могут различаться по длительности сделок, сложности работы с клиентами и другим факторам. Если у вас долгий цикл сделки, то, возможно, вашим менеджерам продаж подойдут квартальные KPI.

    3

  • Используйте и опережающие и запаздывающие показатели
    Опережающие KPI – это показатели, которые важны для оценки процесса (качество продаж, количество обработанных лидов, количество проведённых встреч и пр.). Контроль этих KPI должен помочь МОПу прикладывать усилия на протяжение всего периода. Запаздывающие – это показатели результата, их нужно оценивать постфактум.

    4

  • Обеспечьте прозрачность
    Менеджеры должны чётко понимать, как рассчитываются показатели и как они влияют на их вознаграждение. Если менеджер продаж не может быстро посчитать или увидеть свои KPI в любой момент времени, то, возможно, стоит выбрать другие KPI.

    5

Частые ошибки при установке KPI

Некорректно подобранные KPI могут снизить мотивацию сотрудников и привести к упущенным возможностям. Основные ошибки:
  • Фокус на одном показателе. Например, стремление увеличить количество сделок может привести к снижению их качества.
  • Завышенные или заниженные ожидания. Нереалистичные KPI демотивируют, а слишком простые не стимулируют роста.
  • Игнорирование внешних факторов. Например, сезонность или влияние конкурентов могут повлиять на результаты.

Инструменты для отслеживания KPI

Современные технологии помогают легко отслеживать и анализировать ключевые показатели эффективности:
  • CRM-системы. Позволяют собирать и анализировать данные о продажах.
  • Дашборды. Наглядные визуализации помогают следить за выполнением KPI в реальном времени.
  • Регулярный анализ данных. Постоянное отслеживание метрик позволяет вовремя корректировать цели и подходы.

Примеры KPI для B2B-менеджеров

Для разных целей в B2B-продажах могут быть использованы следующие примеры KPI:
  • KPI для этапа привлечения новых клиентов
    – Количество обработанных лидов.
    – Количество проведённых встреч.
    – Количество совершённых звонков.
    – Количество новых клиентов, совершивших сделки.
  • KPI для удержания существующих клиентов
    – Количество (и доля) купивших клиентов.
    – Объем продаж (выручка или прибыль) по активной клиентской базе.
    – Уровень удовлетворённости клиентов (Net Promoter Score, NPS).
    – Процент продления контрактов.
  • KPI для роста и развития АКБ
    – Увеличение среднего чека сделки.
    – Объём продаж по новым продуктам или услугам.
Правильно настроенные KPI помогают B2B-компаниям развиваться и повышать эффективность продаж. Регулярный пересмотр показателей и их адаптация к текущим условиям рынка – залог успеха для вашей команды.

В нашем бизнес-симуляторе "Драйвер продаж" есть возможность отследить все KPI по виртуальному отделу продаж. Это помогает РОПам принимать более взвешенные решения, тестировать методы на ситуациях, которые максимально приближены к реальности и привносить в свою практику те, в которых есть уверенность, подкрепленная цифрами.

Пока мы используем "Драйвер продаж" только в рамках обучающих программ, однако устройство нашего IT-продукта позволяет создавать цифровую копию отдела продаж в B2B и симуляцию вашего рынка. Так, что вы сможете в безопасной виртуальной среде протестировать все варианты мотивации, назначить опережающие KPI, выбрать наиболее эффективные методы управления отделом продаж. Позвоните нам или закажите обратный звонок, чтобы посмотреть демо и узнать о всех возможностях "Драйвера продаж".
Хотите узнать больше о том, как внедрить эффективные KPI для B2B-продаж?
Регистрируйтесь на наш бесплатный вебинар "Три параметра продавца, которые влияют на результат" Мы обсудим как управлять качеством, активностью и мотивацией персонала.