"Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял", - Китайская поговорка

Деловая игра — формат обучения сотрудников с эффективностью 90%

В этой статье мы рассмотрим конус опыта Эдгара Дейла и рекомендации по тому, какие форматы обучения помогают улучшить усвоение материала и отдачу от инвестиций в обучение сотрудников.
В литературе об обучении персонала часто встречается «Пирамида обучения Дейла». Эта теория гласит, что человек запоминает в среднем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что сделал сам. Проценты в разных трактовках могут меняться, но суть остаётся той же: активное обучение на реальном опыте всегда лучше, чем любой другой подход. Идея звучит заманчиво и здраво, но есть одна проблема — с самого её зарождения не было ни одного достоверного исследования, которое бы подтверждало точные данные.
Далее мы разберёмся:
  • какую пирамиду, вернее конус, предложил автор – Эдгар Дейл;
  • что важного для понимания разных форматов обучения он сделал;
  • как его идеи развивали и дополняли;
  • как мы используем конус в нашей деловой игре «Драйвер продаж», чтобы получать 90% усвоения материала
Конус опыта Эдгара Дейла
Эдгар Дейл – американский педагог, который разработал «конус опыта». Далее, уже без участия автора его преобразовали в известную модель «Пирамида обучения Дейла». Давайте обратимся к первоисточнику, чтобы детально разобраться, что же имел в виду автор.

В книге Эдгара Дейла «Аудиовизуальные методы обучения» (Audiovisual Methods in Teaching), впервые опубликованной в 1954 году, есть «Конус опыта».

Изначально эта иллюстрация имела единственную цель – наглядно представить схему, распределяющую образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным: вербальные символы → визуальные символы → изображения, аудиозаписи, радио → фильмы → образовательные телепрограммы → выставки → образовательные экскурсии → демонстрации → театрализованная деятельность → симуляционная деятельность → практическая деятельность.

Эдгар Дейл обучал своих учеников одним и тем же знаниям, но делал он это различными способами. После чего анализировал их способность воспроизвести изученный материал после прохождения обучающего курса в том или ином формате.

В 1969 году Эдгар Дейл сделал вывод, что:
Читать тематическую литературу по интересующему предмету или прослушивание лекций – это самый неэффективный метод что-либо выучить.

Самым эффективным методом усвоения материала является использование его в своей жизни и / или обучение этому других людей.

В основе «Конуса опыта» были заложены результаты исследовательской деятельности Дейла, при этом он не пытался оценить эффективность того или иного способа обучения. И вы попробуете найти в поиске "Пирамида обучения Дейла", то обнаружите, что в конусе помимо формата обучения есть ещё и процент эффективности, но эти данные были вычислены не ним, а его последователями в ходе собственных исследований, которые (как оказалось) не были подкреплены реальными наблюдениями или опросами.

Несмотря на то, что «Пирамида обучения Дейла», получившая большое распространение, базируется не на абсолютно точных данных – она является хорошим руководством для поиска самых результативных техник и методик обучения, которые может воспринять человек.
Как эффективно запоминать новую информацию?
В работах Эдгара Дейла мы находим рекомендации для наиболее эффективного усвоения материала и используем их в деловой игре «Драйвер продаж».
1
Применяйте новые знания на практике
Чтобы лучше всего запомнить что-либо, нужно отработать это на практике – а ещё лучше использовать в жизни.

Когда мы разрабатывали деловую игру «Драйвер продаж», мы руководствовались именно этим принципом. Мы понимаем, что руководители и владельцы бизнеса не хотят тратить время на неэффективные форматы обучения и готовы инвестировать время только с максимальным ROI. Участники деловой игры тестируют стратегии управления продажами в бизнес-симуляторе и моментально получают обратную связь. Это даёт возможность быстро проверить смелые гипотезы и убедиться в том, что работает, а что нет.
2
Обсуждайте новую тему с коллегами и друзьями
Одним из самых простых и доступных среди приёмов усвоения материала является общение с людьми, которые находятся с вами на одной социальной ступени.

«Драйвер продаж» – командная деловая игра. В игре участвует несколько команд, а каждая команда, в свою очередь, состоит из нескольких участников. Цель этого – ещё сильнее увеличить отдачу от обучения. Участники не только делятся своим опытом, но и в совместной дискуссии принимают управленческие решения, полезные в игре. Кроме того, формат соревнования даёт высокую вовлечённость каждого участника.
3
Делайте заметки, пишите статьи, снимайте видео о том, что только что узнали
Это помогает не только запомнить новый материал, но и описать его по-своему, переварить и сформулировать идею, дополнив своим опытом.

У каждого участника «Драйвера продаж» есть своя рабочая тетрадь, в которой есть место для заметок и инсайтов. А также отдельное время на тренинге, где участники делятся своими идеями по применению полученного опыта в реальном отделе продаж.
4
Читайте лекции о том, что только что изучили
Несмотря на то, что слушание лекций является одним из самых неудачных способов усвоения нового материала, проведение лекций является одним из самых эффективных способов запоминания изучаемого.

В нашей игре мы просим участников выступать с рассказом о том, какие действия в игре привели к лучшему результату. Каждый может поделиться своим открытием и рассказать о том, как пришёл к этой идее.
Отзывы участников «Драйвера продаж» свидетельствуют о том, что формат деловой игры, построенной на симуляторе, обеспечивает не только вовлечённость, но и хорошее усвоение материала.

Предлагаем вам ознакомиться с отзывами и убедиться в эффективности обучения управлению продажами на ближайшей деловой игре.
Видео-отзывы
Hello world!
Оценка эффективности усвоения материала
Как выяснили исследователи, в Интернете распространено очень творческое развитие идей Дейла — пирамида обучения с процентами и пояснениями, которые ложно приписывают самому Эдгару.
Числа с процентами здесь не подкреплены реальными исследованиями, и являются лишь умозрительной оценкой эффективности, а не реальным фактом. Однако порядок величин вполне подтверждается здравым смыслом и реальным жизненным опытом.
Хотите тест-драйв?
Приходите на вебинар!
Полезно руководителям отделов продаж в B2B, которые ищут способы повышения прибыли без увеличения штата.
16 октября 17:00
Сочетание практики с письменным и устным обсуждением нового материала увеличивает эффективность всех способов обучения. Эксперименты в бизнес-симуляторе, презентация лучшего управленческого решения и дискуссии в мини-группах дают наибольшую ценность участникам деловой игры «Драйвер продаж».
”Драйвер продаж” – эффективный формат обучения, который приносит прибыль бизнесу
Бизнес-симулятор даёт полную вовлечённость участников в процесс обучения благодаря реалистичности бизнес-процессов в B2B.
Практика внутри игры не на абстрактных кейсах, а на реалистичном симуляторе отдела продаж
Применение знаний происходит не когда-то потом, а сразу в процессе игры
Игровая механика вызывает живые эмоции и гарантирует вовлечённость всех участников
Симулятор моментально даёт обратную связь и показывает, как управленческие решения повлияли на прибыль бизнеса
Деловая игра — единственный учебный формат с эффективностью более 90%
Корпоративная игра
Сотрудники одной компании
Сотрудники и руководители из одной компании, совместно обучаются и берут на вооружение новые инструменты управления продажами
Стратегическая сессия
Топ-менеджмент и руководители
В симуляторе участники тестируют различные стратегии развития продаж и создают план действий на несколько кварталов вперёд
Форматы проведения
Открытая игра
Участники из разных компаний
Коммерческие руководители из разных компаний обучаются управлению продажами и апробируют решения в симуляторе
Какой формат лучше подойдет под ваши задачи?
Позвоните или закажите обратный звонок – мы проконсультируем и поможем с выбором.